Корни с чередованием гласных




Вставьте пропущенные буквы или слова.
(не только чередующиеся!)
пол___скать бельё
ум___лять о прощении
бр___ня себя за ошибку
первая стр___ка письма
золотое к___льцо
не знать др___бей
забросать тр___вой
резко зат___рмозить
нок___утировать противника
штр___фной удар
п___здновато спохватился
с___доводческое хозяйство
Не сп___ши уходить.
Сп___ши домашнее задание.
прим___рять пальто
прим___рять противников
рисовать м___лком
ид___альная чистота
ч___стота ударов сердца
ш___карный костюм
ц___фровой код
ц___ховые отношения
ц___ничный взгляд
проц___дить бульон
древняя цив___лизация
колючий ш___повник
красивая ж___мчужина
много ж___стикулировать
ж___стяной лист
домашнее ж___вотное
щ___пковый инструмент
ч___долюбивый родственник
ч___ёвничать на террасе
девушка-ч___ровница
заброшенная ч___совенка
ч___совой пояс
усилительная ч___стица
ч___стотный словарь
накрахмаленный ч___пец
ч___рвоточина у яблока
ч___репок кувшина
ч___ртёжный инструмент
ч___столюбивый студент
переписать в ч___стовик
трава ч___стотел
___рмейский чин
благо___бразный старик
благоч___стивый монах
опытный пл___вец
юная пл___вчиха
пропл___вая мимо причала
пропл___вавшие доски
выпл___вший на поверхность
пл___вущий корабль
пл___вучесть судна
напл___вной мост
держаться на пл___ву
к___саться рукой
прик___саться к волосам
пройти по к___сательной
не к___саясь проводов
качественное прил___гательное
предл___гать сотрудничество
прил___гать усилия
нал___гающий обязанности
прик___снуться к тайне
нежное прик___сновение
к___сноязычие
слегка к___снуться
прил___жить усилия
выл___жить дорожку
зал___жить кольцо
выл___женный кирпичом
колючее р___стение
немного подр___сти
выр___стить ребёнка
подр___стающее поколение
выр___щенный матерью
выр___щенные цветы
быстрое взр___сление
Ребёнок сильно выр___с.
Дети уже выр___сли.
мальчики подр___сли
жадный р___стовщик
заниматься р___стовщичеством
слабый р___сток
пустить р___стки
отр___слевой кризис
наукоёмкая отр___сль
ск___ковая лошадь
ск___калка с деревянными ручками
ск___кать на месте
ск___кать на лошади
выск___чить из табакерки
подск___чил от испуга
соск___чить с поезда
вск___чить с места
ск___чу на одной ноге
Ск___чи, мой конь!
ск___чок во времени
щ___котливый вопрос
б___гажное отделение
кусты б___гульника
играть в б___дм___нтон
б___зальтовые скалы
пожилой б___к___лейщик
отрастить б___к___нбарды
купить б___кл___жаны
полезные б___ктерии
кровать под б___лд___хином
неповоротливый б___г___мот
Б___гония – декоративное растение.
Б___дуин – кочевой араб-скотовод.
Б___кас – птица с длинным клювом.
Б___кеша – верхняя мужская одежда на меху.
Б___кон – малосольная или копчёная свинина.
Б___л___на – ядовитое сорное растение.
Б___л___б___рда – чепуха.
Б___лл___донна – ядовитое растение.
Б___лл___трист – писатель.
настольный б___льярд
б___р___зовое платье
Б___рюк – волк-одиночка, нелюдимый, угрюмый человек.
играть в б___рюльки
Б___сс___ктриса – в математике луч, исходящий из вершины угла и делящий его пополам.
Б___фштекс – жареный кусок говядины.
благог___веть перед начальницей
тайный благож___латель
сорванный поц___луй
ц___стерна горючего
ц___тата из произведения
поют ц___кады
ц___р___мония награждения
древняя ц___вилизация
недавно выпущенная энц___кл___педия
признанный ш___девр
богатая ш___велюра
нестройная ш___ренга
надменная ж___манница
веселый ж___ребёнок
служить в ж___ндармерии
кусты ж___смина
модный ж___кет
ж___лаемый ответ
скрытые ж___лания
носить ж___лет
плакать в ж___летку
бояться щ___котки
щ___велевый суп
борьба за р___вноправие
всё р___вно
р___вноправные участники
р___вномерное распределение
р___внозначные числа
прир___внять к сумме чисел
сложное ур___внение
р___внобедренный треугольник
выр___внять чёлку
подр___внять траву
зар___внять края
выр___вненный участок
Восточно-европейская р___внина
р___внение на середину
зелёная р___внина
р___вняться на лидера
м___кать хлеб
обм___кнуть кисточку
использованная пром___кашка
вым___чить ноги
нам___чить голову
разм___чить сухарь
непром___каемый плащ
непром___каемая ткань
пром___кающая поверхность
сж___мать руки
сн___мать на плёнку
нач___нать рассказ
вн___мать словам
зан___мать деньги
прин___мать работу
прокл___нать врагов
чужая ст___р___на
отворить в___рота
спросить о зд___ровье
ст___р___жить вход
гор___д Москва
чин г___р___дового
д___р___гой друг
прочерченная б___р___зда
окладистая б___р___да
к___роткая память
в___р___титься домой
высокий гол___с
Наступил гол___д.
зимний хол___д
м___л___дой человек
заг___ловок повести
з___л___тоносная жила
отбелённое п___л___тно
свежее м___л___ко
Я в___л___ку свою ношу.
б___р___дить раны
б___р___жливый хозяин
бер___жно относиться
ч___р___да событий
ч___р___дования в корнях
упавшее дер___во
д___р___вянный дом
обрывистый бер___г
б___ременная женщина
с___р___дина комнаты
пос___р___дине комнаты
ж___р___бьевка участников
вп___р___ди всех
п___л___на на глазах
дальний бер___зняк
ж___стокий поступок
поступить ж___стоко
ч___та влюбленных
жёсткая щ___тина
ч___лнок, раскачивающийся на волнах
спокойное ч___ло
подать ч___лобитную
добрый ч___ловек
щ___гольской наряд
опасная ч___рта
ч___ркнуть несколько строк
ч___рноплодная рябина
сдать ч___рновик
ч___рновой вариант
дядька Ч___рномор
оголтелый ч___рносотенец
гриб ч___рнушка
девка ч___рнавка
ч___рнявый парень
ч___рстветь душой
судьба-ч___ртовка
какая-то ч___ртовщина
заразная ч___сотка
поч___сать спину
ум___рать от страха
ум___рающий лебедь
соб___рать грибы
соб___рающий марки
переб___рать чётки
наб___рать союзников
зам___рать от восхищения
прот___рающий окна
зап___рать двери
отп___раться от сказанного
сд___рать кожу
зад___рать врага
заж___гательные танцы
подж___гать дома
бл___стала красотой
поч___тать стариков
выж___гать лес
ст___рать бельё
ум___реть от болезни
зам___реть в позе лотоса
соб___ру вещи
переб___рёт крупу
ст___реть линию
прот___реть окно
зап___реть дверь
отп___реть ключом
Медведь зад___рёт.
Собаки не под___рутся.
пост___лил постель
подст___лить коврик
бл___стеть на солнце
выж___чь слово
забл___стеть на свету
соч___тать цвета
соч___тать браком
хорошее соч___тание
покл___няться божеству
откл___ниться от курса
прекл___нение коленей
накл___нение глагола
претв___рять в жизнь
притв___ряться мертвым
натв___рить дел
тв___рительный падеж
заг___рать на пляже
выг___ревшее пространство
перег___ревшая лампочка
деревенская утв___рь
выг___рки
изг___рь
приг___рь
встать на з___ре
з___рницы на горизонте
играть в "З___рницу"
занималась з___ря
З___ревать – встречать зарю.


Мы с товарищем собирались в далекую поездку и предполагали выехать до зари. Однако наши предположения и планы не состоялись. Мы сильно запоздали и не только плохо снарядились в дорогу, но даже успели порядком утомиться. Солнце уже поднималось  над отдаленными домами и начинало сильно палить. А мы все еще не уложили вещей и необходимого снаряжения для охоты  и рыбной ловли  и не затворили за собой дверей нашего дома.
            Но вот мы в пути. Лошади словно вдохновляются нашим стремлением скорее приехать на место и с наслаждением несутся по равнине. Они развевают по ветру свои гривы и наклоняют головы к самой дороге.
            Долго перед нами простирается одна голая долина и уже начинает сильно раздражать своей пустотой и ограниченностью впечатлений. Из растительного мира видна лишь густая трава да мелкая кустарниковая поросль в стороне. Но зато справа и слева, позади и  впереди - всюду степная ширь и воля.
            В полдень мы приказали кучеру остановиться и дать отдых лошадям и расположились на берегу благословенного степного ручья. Солнце не угасало и одолевало жарой и томительной жаждой. Ребятишки самого различного возраста загорали, купались, и ныряли, и плескались в воде. Мы с удовольствием к ним присоединились.
            Но вот нас снова приглашают  в повозку. Дремота начинает отягощать веки и заставляет подложить под голову запасенный на всякий случай непромокаемый плащ.
            Просыпаемся уже на закате. Звезды загораются на небе. Зарницы предвещают грозу и напоминают о ночлеге.
B2
Из предложений 2 – 3 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
(2)В бесконечном мраке ночи растворилась горная саванна, застыл воздух, притихло зверье, казалось, все вокруг замерло в ожидании нового дня... (3)Беззвучно расступились ветви кустарника, и на звериную тропу вышла газель.
B2
Из предложений 12 – 14 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
(12) Вся семья вместе с «мальчиками» и племянницами вечером садилась за большой стол в столовой, которая представляла собой комнату с бабушкиным иконостасом, традиционными тропическими растениями у окон и большим книжным шкафом, за стеклом которого размещались всякие портреты: семейные, дочерей-гимназисток в форменных платьях в одиночку и группами, племянников-крестников в студенческих тужурках...
(13)Я любила эти сборища за столом. (14)Особенно на Пасху и Рождество, когда пекли что-нибудь вкусное.
B2
Из предложений 7 – 10 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
(7) Я не знаю почему, но дети, болея, всегда просят читать вслух сказки Корнея Чуковского. (8) Я знаю это по своим детям и по детям многих знакомых. (9) Казалось бы, строки знаменитых «Мухи-Цокотухи» или «Айболита» наизусть выучены, казалось бы, детское воображение уже не тронет история незадачливой «Цокотухи» и славного доктора Айболита, однако давно известные слова сказок не теряют силу свежести, своего аромата, своей действенности. (10) И снова, как при первом чтении, блестят у детей глаза ожиданием, радостью, любопытством, вдруг затаилось дыхание, и смотришь – появилась улыбка, как будто совершилось открытие доброты, как будто теплое солнце осветило лицо.
B2
Из предложений 24 – 26 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
(24) Его речь была умная, меткая, с красивыми оборотами, но в ней ничего не было особенно выдающегося. (25) Голос, на самом деле, был прелестный: нежный, ласкающий, гармоничный; но я слыхал голоса более захватывающие, сильнее проникающие в душу, я внимал ему с удовольствием, как бы прислушиваясь к журчанию ручейка, совершенно спокойно, так как, чтобы следить за его речью, не требовалась ни малейшего напряжения мысли, ничего неожиданного не подстрекало любопытства слушателя и не возбуждало томительного интереса. (26) Его разговор скорее успокаивал нервы, чем возбуждал их, так как не зажигал ни желания возразить ему, ни с увлечением согласиться с ним.
B2
Из предложений 19 – 21 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
(19) В нашей семье, по тогдашнему времени считавшейся передовой и либеральной, много говорили о народе, но подразумевали под ним преимущественно крестьян. (20) О рабочих, о пролетариате говорили редко. (21) В то время при слове «пролетариат» я представлял себе огромные и дымные заводы – Путиловский, Обуховский и Ижорский, как будто весь русский рабочий класс был собран только в Петербурге и именно на этих заводах.
B2
Из предложений 10 – 14 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

(10)В книжке для детей автор остается верен себе и своей главной теме. (11)В творчестве своем он сохраняет единую целеустремленность, независимо от материала, над которым работает, и от характера читательской аудитории, которую собирается обслуживать.
(12)Он видит счастливой, цветущей нашу страну, художественное зрение помогает ему находить в обыкновеннейших явлениях природы, в привычной смене времен года, в ясной и бесхитростной жизни животных, так же как и в сложной, многообразной, действенной жизни человека, не замечаемые многими другими глубину, значительность и прелесть. (13)Не отрываясь от действительности, он романтически воссоздает живую жизнь и живую природу. (14)И при этом описания его носят на себе ясный отпечаток нашего времени.
B2
Из предложений 20 – 22 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

(20)Их до подлости смиренное, отвергающее даже намек на индивидуальность и покорное невесть чему поведение раздражало, и мысль хищно обратилась к жертвоприношениям, закланиям, шашлыку. (21)Появилась «молодая» с ведром в руке, налила воды в колоду и что-то крикнула овцам. (22)Те на всем бегу красиво вскинулись на дыбки, повернулись на задних ногах и, колесом изогнув шеи, помчались к колоде, только малыш не справился с разгоном, проскочил вперед и перепуганно, во все лопатки кинулся вдогон.
B2
Из предложений 5 – 11 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне

(5)Отец, командир медсанбата, находился тогда недалеко от Ленинграда, на знаменитом ораниенбаумском «пятачке», в 40 километрах от города. (6) «Пятачок» этот был небольшим участком земли на южном берегу Финского залива, где удалось закрепиться нашим войскам. (7)Вражеская артиллерия простреливала его вдоль и поперек, но солдаты держались там 28 месяцев, с сентября 1941 года до января 1944 года, до времени прорыва блокады. (8)Условия, в которых приходилось держать оборону, были невыносимые, и о том, как тяжело приходилось нашим бойцам, я узнал много позже из рассказов отца и его сослуживцев по медсанбату.
(9)Тяжелораненых бойцов с ораниенбаумского «пятачка» необходимо было переправлять в ленинградские госпитали. (10)Единственной возможностью сделать это был путь по льду через Финский залив и только длинной зимней ночью, чтобы гитлеровцы, находившиеся по берегам залива, не смогли заметить тех, кто в темноте пробирался в блокированный город. (11)Они знали, что этот опасный путь был единственной ниточкой, связывавшей плацдарм с Ленинградом, и постоянно простреливали возможную трассу.
B2
Из предложений 10 – 14 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне

... (10)Море в этот день было сильней земли. (11)В дыму вдруг вырастали обтесанные водяные стены, и тут же тысячетонные обломки воды летели вкривь и вкось, рушились на землю. (12)Вода стала черной от подхваченного ею несметного миллиона гальки и груд песка. (13)И из этой полукаменной, тяжелой и черной воды рождались ворохи белых летучих брызг. (14)Вода была теплей воздуха, и парное тепло от разгоряченных водяных туш усиливало ощущение одухотворенности природы – море казалось живым.
B2
Из предложений 21 – 25 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

(21)Справа крутые рыжие берега, поросшие лебедой, шли к Аркадии и Фонтанам, к туманным пляжам, где море часто выбрасывало сорванные с якорей плавучие мины.
(22)Черноморская улица была морским форпостом Одессы. (23)Мимо нее проходили все пароходы, шедшие в порт и уходившие из него. (24)Шум ее садов говорил о разной силе ветра. (25)Мы научились определять ветер по этому шуму, как моряки по шкале Бофорта.
B2
Из предложений 22 – 27 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

(22)Потом я открыл для себя Александра Грина, а когда во времена «оттепели» стало издаваться все больше настоящей литературы, появилась возможность читать Есенина, Бунина...
(23)Во многом способствовала моему увлечению книгами и жена моего дяди Пети, Любовь Федоровна, которую в семье все звали Люсей. (24)Тетю Люсю я запомнил всегда читающей. (25)Мне казалось, что она знает о литературе все. (26)Видимо, это у нее было наследственное: ее отец когда-то был владельцем букинистического магазина. (26)На меня ее знания о книгах производили большое впечатление: о чем бы я ее ни спрашивал, какую бы книгу ни называл, оказывалось, что она ее или прочитала, или знает о ней, и я брал много книг у нее. (27)При этом она строго следила за тем, что я выбираю в ее домашней библиотеке, и говорила назидательно: «Нет, это тебе еще рано читать, возьми лучше эту книгу».
B2
Из предложений 25 – 28 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
(25)Начало быстро светать. (26)Звезды бледнели, как бы уходили от земли в глубину неба, и неожиданно над головой, на огромной высоте, загорелось нежным розовым светом одинокое облачко, похожее на пух. (27)Там, в вышине, уже светило летнее солнце, а на земле еще стоял сумрак, и роса капала с белых зонтичных цветов дягиля в темную, настоявшуюся за ночь воду.
(28)Мерин опустил голову к самой земле, из его глаз выкатилась одинокая старческая слеза, и он уснул.
B2
Из предложений 5 – 8 выпишите однокоренные слова с чередующимися полногласными и неполногласными буквосочетаниями.

(5)Милые, забытые и полузабытые тени обступили меня. (6)Они явились из дней моего младенчества, которые я не помнил, но, оказывается, все же помнил, из акуловского и рязанского детства, из громадной московской квартиры и кипящих котлов двух глубоких московских дворов, из дней моей первой любви в сердоликовом, горячем, ветреном, райском довоенном Коктебеле, из войны и поздней жизни, с кладбищ, оставив свои ведомые и неведомые мне могилы. (7)Были среди них фотографы с Чистых прудов, лодочники с разных пристаней – от Клязьмы до Ангары, милиционеры, зеленщики, продавцы ирисок и мороженого, охотнорядские мясники, школьные учителя, хранительница моего детства Вероня и вся ее бесчисленная родня. (8)Мать в расцвете бесшабашной молодости, уводившей ее от меня, и старый, со всосанными щеками врач, лечивший бесплатно всех детей нашего дома.
B2
Из предложений 4 – 9 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
(4)В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали елку. (5)По этому случаю взрослые отправили меня на улицу, чтобы я раньше времени не радовался елке.
(6)Я никак не мог понять, почему нельзя радоваться раньше какого-то твердого срока. (7)По-моему, радость была не такая частая гостья в нашей семье, чтобы заставлять нас, детей, томиться, дожидаясь ее прихода.
(8)Но как бы там ни было, меня услали на улицу. (9)Наступило то время сумерек, когда фонари еще не горели, но могли вот-вот зажечься, и от этого «вот-вот», от ожидания внезапно вспыхивающих фонарей у меня замирало сердце.
B2
Из предложений 1 – 3 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
(1)В детские годы мои мне часто приходилось в ранних зимних сумерках возвращаться домой, и на некрутом углу двух этих улиц я оказывался как раз в момент зажигания вечерних фонарей.
(2)Сначала на окраинной Нюстадтской редко, на больших расстояниях друг от друга, стояли некрасивые, по-моему даже еще не металлические, а деревянные столбы, увенчанные наверху простодушными, вовсе архаического и провинциального вида, стеклянными домиками, в виде поставленных на меньшее основание четырехгранных усеченных пирамид, сверху прикрытых такими же четырехгранными железными крышами. (3)В каждом таком «скворечнике» была неприглядная керосиновая лампочка с узким стеклом-фонарем; точно такие же лампы продавались в керосиновых и посудных лавках на общую обывательскую потребу. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий